«Что Бог сочетал…»

(о Таинстве Брака)

«Что Бог сочетал…»

 «…Не хорошо быть человеку одному…»

(Быт. 2, 18).

 

I

   Божественное Откровение говорит нам о том, что вся Вселенная, весь мир, видимый и невидимый, во всем своем величии, красоте и целесообразности сотворены Богом. Весь сотворенный мир получил от Бога существование по любви Божией: имея полноту бытия, Бог захотел дать жизнь и другим существам: ангелам, людям, животным, чтобы они жили, радовались и были счастливы.

Человек – часть общего творения, но творения особого: человек сотворен по образу Божию: «И сотворил Бог человека по образу Своему…», – говорит Священное Писание (Быт. 1, 27). Человек сочетает в себе две природы: телесную (тело) и духовную (душа). Именно в душе, в ее свойствах: разуме, чувствах и свободной воле, и проявляется присутствие образа Божия.

«…Бог есть любовь», – говорит Священное Писание (1 Ин. 4, 8). Любовь – главная духовная ценность в мире. На любви строятся все отношения между разумными духовными личностями: между Богом и ангелами, между Богом и человеком, между людьми. Любовь есть причина, основание и смысл бытия. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», – говорит нам Священное Писание (Ин. 3, 16). Для человека, сотворенного по образу Божию, содержанием и смыслом жизни является переживание любви. Поэтому и самая главная заповедь Божия – это заповедь о любви: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12, 30-31). Человек, как духовное существо, имеет потребность любить и быть любимым. Любовь – это самое сильное чувство человека: «…крепка, как смерть, любовь» (Песн. 8, 6). Главное действие любви – желание любящего соединиться с любимым. Поэтому, при взаимной любви, люди стремятся друг к другу и в этом единстве обретают счастье. Без взаимной, ответной любви человек чувствует себя одиноким, несчастным, не имеющим полноты радости: «…не хорошо  быть человеку одному», – говорит Священное Писание (Быт. 2, 18). Бог создал человека не для печали, а для радости и счастья. И для осуществления стремления человека к счастью Господь создает брак как союз свободных разумных духовных существ – мужчины и женщины, – основанный на взаимной любви.

Человеческие взаимоотношения выражаются в различных формах, в различных союзах, но брачный союз – особенный. Этот союз, установленный Богом при самом творении человека, основан на самом сильном чувстве, которое способен переживать человек – на любви. Брачный союз предполагает теснейшее единство двух человек, мужчины и женщины: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24).

Любовь – это одно из проявлений свободы человека, поэтому брак должен и может быть только свободным выбором каждого из обоих: мужчины и женщины.

Главным критерием истинной любви является ее жертвенность, то есть готовность любящего пожертвовать всем (даже жизнью как наибольшей ценностью) ради любимого. Пример этой любви показывает наш Господь Иисус Христос, сказавший: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»  (Ин. 15, 13). Итак, брак – это установленный Богом союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и имеющий своей целью сделать человека счастливым. Здесь следует сказать о том, что само чувство любви и переживание любви к другому человеку, так сказать психология любви, явление очень глубокое и сложное. Мы наблюдаем в повседневной жизни такое печальное явление, как расторжение браков. Наверное, все браки заключаются на основании взаимной любви – трудно представить, чтобы кто-либо вступал в брак с человеком, к которому у него нет никаких, даже малых проявлений любви. Но куда же делась эта, пусть даже малая любовь через один-два, три года?

Одной из главных причин утраты любви у супругов является то, что они положили в основании своих отношений самую яркую, но и самую «испаряющуюся фракцию» любви – влюбленность. А настоящая любовь должна включать в себя не только влюбленность, как особую симпатию к данному человеку, но и восприятие его как любимое творение Божие, как, в широком смысле, брата или сестру – потомков Адама и Евы, как наследников Царства Небесного. То есть брак не исключает, а предполагает, кроме взаимной симпатии супругов, и отношение друг к другу как к своему ближнему по заповеди Божией: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).

 

II

Венчание

   Какая же связь между браком и венчанием? Насколько оно необходимо для человека? Ведь вступают же в брак многие люди без венчания и живут счастливо и имеют детей?

Да, конечно, можно вступить в брак и без венчания. Но нужно понять, что эта возможность существует только потому, что Господь:

создал человека (то есть человек существует только потому, что его создал Бог);

наделил его чувством любви;

учредил брак и семью для счастья человека;

дал человеку духовную свободу.

Поэтому, вступая в брак, создавая семью и переживая радость от общения с любимым, человек пользуется дарами Божиими, данными ему при творении.

Что можно сказать о человеке, который, вступая в брак и устроив свадебный пир, не пригласил на этот пир своих родителей, которые:

– дали ему жизнь;

– приложили много трудов, ухаживая и заботясь о своем дитяти.

О таком человеке можно сказать, что он – неблагодарный и даже недостойный человек. Подобно этому, если человек, вступая в брак и создавая семью, не обратится к Богу за благословением, то он человек неблагодарный Тому, Кто дал ему радость жизни в земном раю. Этот человек неблагодарен Богу, для него Бог ничего  не значит. Но может ли человек достичь полноты счастья на земле, забыв, пренебрегши, отвергнув Бога, Который и есть источник радости для всякого человека, Который и учредил брак для человека? Конечно, нет. Это подтверждается нашей действительностью: подавляющее большинство браков в нашем обществе распадается, и главной причиной этих нарушений является пренебрежение Тем, Кто дает мудрость и силу для сохранения брака и дает счастье и радость. Ведь Господь сказал: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Поэтому всякий человеческий союз, основанный даже на самых искренних чувствах, непрочен и хрупок, если не имеет благословения и помощи Отца Небесного.

Человек благодарный, не отвергающий Бога, не может не признать необходимости в такой важный момент жизни, как создание семьи, испросить у Бога, Которого мы называем Отцом нашим, благословения. Это Божие благословение подается через священника в Таинстве Брака – Венчании.

Если мы верим, что человек сотворен Богом, и что брак учрежден Богом для достижения человеком радости жизни, то мы должны принимать и все другие указания Божии, относящиеся к браку как союзу мужчины и женщины, которые в браке получают наименования мужа и жены.

 

III

Семья

   С понятием брака неразрывно связано понятие семьи. Брак перерастает в семью, когда у супругов рождаются дети.

Рождение детей – одна из целей брака. Тот, Кто установил брак, Тот и заповедал: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1, 28).

Рождение детей – еще один источник радости для супругов. «Женщина… когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир», – говорит Христос (Ин. 16, 21). Дети дают радость родителям. Так устроил Господь. Да, эта радость требует трудов, жертвенной любви, самоотречения, но за это она – настоящая радость, ибо она – от Бога.

Бог наделил человека способностью рождать детей. Бог хочет, чтобы человек, имеющий в своей душе образ Божий, уподобился Богу в истинной жертвенной любви: как Бог дал жизнь Адаму и Еве, так и они (и их потомки) должны дать жизнь своим детям. Поэтому рождение детей – это проявление любви к рождающемуся человеку. Вдумаемся в это: из небытия появляется в мире человек – разумное существо, радующееся жизни, дарующее тепло любви своим родителям, выражающее чувство любви и благодарности Своему Творцу. Существо, которого не было во Вселенной, но вот оно появилось – родилось – и будет жить вечно!

Бог хочет, чтобы и этот, и всякий другой рождающийся человек стал наследником великого дара Своего Творца – вечной блаженной Жизни. Поэтому супруги, не желающие дать через свою природу жизнь новому человеку, которому в своем плане Бог уже определил дать дар жизни, становятся противниками Бога. Не желая рождать детей, чтобы «пожить для себя», человек проявляет крайний эгоизм и этим удаляется от Бога, имя Которому – Любовь. Некоторые не желают рождать детей, опасаясь, что не смогут обеспечить их материальных потребностей. Это – от маловерия. Бог управляет миром. «Господня – земля… вселенная и все живущее в ней…», – говорит Священное Писание (Пс. 23, 1). «…Дана Мне всякая власть на небе и на земле», – говорит Христос (Мф. 28, 18). Бог дает жизнь человеку, Бог дает и необходимые ему материальные блага. «Даст Бог день, даст Бог и пищу», – гласит народная мудрость. Рождение человека – это таинство появления новой жизни, новой личности, это исполнение замысла Божия о человеке, поэтому «планирование» рождения или нерождения детей является присвоением себе власти, которая принадлежит Творцу Вселенной.

 

IV

Смысл священнодействий при Венчании

   В священнодействиях и молитвах, читаемых при совершении Венчания, раскрывается учение Православной Церкви о сущности и назначении брака как установленного Богом общения между людьми для получения ими полноты радости. Венчание предваряется чином обручения.

Обручение

   Обручение совершается в западной (то есть недалеко от входа) части храма. В древности обручение часто совершалось отдельно от венчания, иногда даже за несколько лет до венчания и означало собой договоренность (между женихом и невестой и их родственниками) о будущем браке. Подтверждением этой договоренности являлась передача друг другу своих перстней. В настоящее время обручение совершается совместно с венчанием.

Жених и невеста стоят в западной части храма рядом друг с другом: жених справа (от невесты), невеста – слева.

Обручальные кольца жениха и невесты перед обручением полагаются в алтаре на Престол храма – самое святое место в храме, и тем освящаются.

Из Царских врат исходит священник, неся в руках Крест и Евангелие, которые символизируют собой присутствие Самого Христа. Крест и Евангелие полагаются на аналой посреди храма, а священник подходит к жениху и невесте, которые держат незажженные свечи. Священник берет эти свечи, зажигает их от общей свечи и дает жениху и невесте: горящая свеча – символ веры и символ любви. Затем священник кадит фимиамом жениха и невесту, воздавая им честь как чадам Божиим, имеющим в себе образ Божий. Далее читаются молитвы, в которых священник просит Бога благословить это обручение. Из алтаря приносятся обручальные кольца, и священник кольцом невесты благословляет жениха со словами: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа…», и одевает перстень невесты на палец жениха. Затем таким же образом обручает перстнем жениха невесту. После этого жених и невеста (это могут сделать и свидетели) три раза обмениваются перстнями. Это символизирует взаимное намерение и желание жениха и невесты вступить в брак именно с тем человеком, кольцо которого он только что принял, и кольцо это является обещанием и залогом верности друг другу.

Венчание

   После чина обручения жених и невеста идут вслед за священником в центр храма, где обычно постилается, ради торжества, ковер, а на ковре – светлый плат, как символ искренности и чистоты чувств жениха и невесты.

Возглашением священника «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…» начинается само Таинство Венчания.

Священник молится Богу о предстоящих женихе и невесте: «…о е́же благослови́тися бра́ку сему́, я́коже в Ка́не Галиле́йстей…»; «…о е́же изба́витися нам от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды…». Священник читает три молитвы, в которых просит Бога благословить жениха и невесту, как Он благословлял многих праведных людей: «Авраа́ма и Са́рру, Исаа́ка и Реве́кку, Заха́рию и Елисаве́т».

Затем приносятся венцы. Священник берет венец, обращается к жениху и произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». При этих словах священник крестообразно благословляет венцом жениха, жених крестится и целует на венце икону Спасителя. Священник одевает венец на голову жениха (при желании, венцы могут держать над головами жениха и невесты стоящие сзади свидетели). Затем священник берет другой венец, благословляет им невесту и одевает венец на главу невесты со словами: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Венцы – с одной стороны, знак царского достоинства, с другой стороны – знак духовной победы. Возложение венцов на жениха и невесту указывает на то, что человек еще при творении был поставлен Богом как царь и управитель всего видимого мира, а также на то, что христиане в Таинстве Крещения становятся чадами и наследниками Царя Небесного. Другое значение венцов – награда жениху и невесте за духовную победу, которую они одержали над плотскими страстями, сохранив свое целомудрие. После возложения венцов священник, обращаясь к алтарю, возглашает трижды: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)». Эти слова являются главными в священнодействии: именно через них подается благословение Божие на данный брак.

После этих слов священника читаются тексты из послания святого Апостола Павла и Евангелия от Иоанна. В послании святого Апостола Павла раскрывается учение Церкви о браке как о духовном союзе, который подобен таинственному единству Христа и Его Церкви, ибо в основании и того, и другого лежит жертвенная любовь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5, 25). Здесь же Апостол напоминает, что брак есть Божие установление, и в браке должен соблюдаться характер взаимоотношений, заповеданный Богом: «Муж есть глава жены… а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 23,33). В Евангелие от Иоанна вспоминается, как Христос, Сын Божий, присутствовал, по приглашению, на браке, и как Он здесь, по просьбе Своей Пречистой Матери, снисходя к нуждам устроителей брачного пира, претворил воду, налитую в каменные емкости, в вино. Церковь чтением этого текста указывает, что, как брак в городе Кане был освящен присутствием на нем Сына Божия, так и ныне совершаемое венчание получает освящение и благословение по молитвам священника и вере жениха и невесты «невидимым предстательством» Христа.

После чтения Священного Писания священник благословляет чашу с вином. Чаша с вином – символ совместной жизни жениха и невесты, мужа и жены, включающей в себя и радость, и скорбь: как эта чаша – одна на двоих, так и жизнь в браке должна быть общим переживанием и радости, и скорби. Священник читает молитву, благословляет чашу и подает ее по очереди жениху и невесте, которые выпивают ее за три раза.

После общей чаши священник соединяет правые руки жениха и невесты, накрывает их епитрахилью (одна из частей священнического облачения) и совершает вокруг аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, три круга, в знак духовной радости и вечности брака как духовного союза.

Затем снимаются венцы, и священник, обратившись лицом к жениху и невесте, произносит слова благословения и благих пожеланий.

Заканчивается Таинство обращением ко Христу, Божией Матери, к святым боговенчанным Константину и Елене и великомученику Прокопию,  о ниспослании духовной помощи и многих лет жизни вступившим в брак супругам.

Все поздравляют жениха и невесту со вступлением в брак. Отныне они – по Божию благословению – законные муж и жена. Господь же сказал: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), то есть брак есть неразрывный союз двух людей.

 

V

Приложения

 Условия совершения Таинства Брака

  1. Намерение вступить в брак должно быть свободным выбором жениха и невесты.
  2. Жених и невеста должны быть православными христианами.

Допускается венчание православного христианина с неправославной христианкой или православной христианки с неправославным христианином (членами Католической, Армянской, Англиканской, Монофизитской Церквей, лютеранами), при условии венчания их в православном храме и согласия неправославного супруга на то, что родившиеся в этом браке дети будут крещены в Православной Церкви и воспитаны в Православной вере. На такое венчание требуется разрешение правящего Архиерея. Для получения разрешения на имя Архиерея подается прошение от жениха и невесты, в котором указывается, что они согласны на изложенные выше условия к заключению данного брака.

  1. Допускается вступление в брак не более 3-х раз, то есть четвертый брак не допускается. Здесь учитываются все браки: и гражданские, и церковные.
  2. Препятствием для совершения Таинства Брака являются:

– различие верований между женихом и невестой, то есть если жених или невеста не крещены, не являются христианами, а исповедуют другую религию: ислам, буддизм, иудаизм и прочие.

– несовершеннолетие жениха и невесты.

Совершеннолетием следует считать такой возраст, который признается достаточным для регистрации брака в органах ЗАГСа.

– несогласие на брак родителей жениха и невесты.

Это условие имеет значение, когда родители не дают согласие на брак, исходя из христианских соображений. Если же они не дают разрешения, исходя из каких-либо житейских или эгоистических соображений, то, если они не принимают увещания священника, дозволяется совершить венчание без согласия родителей.

– Преклонный возраст – старше 80 лет.

Это препятствие не распространяется на тех, кто вступил в гражданский брак в более раннем возрасте и только в преклонном возрасте возымел желание получить церковное благословение.

– недееспособность жениха или невесты (идиотизм, душевная болезнь, не позволяющая человеку свободно проявлять свою волю).

– кровное родство.

Запрещаются браки между кровными родственниками до шестой степени родства включительно (то есть между троюродными братом и сестрой).

– двухродное свойство́.

Это родство, возникающее между родными жениха и невесты после того, как они стали мужем и женой. При этом виде родства запрещаются браки в таких же степенях, как и при кровном родстве.

– трехродное свойство́.

Этот вид родства возникает, когда через брак становятся родственниками три рода. В этом родстве не допускаются безусловно браки в первой степени родства. (Например, отец жены – тесть – вступил в новый брак. Эта вторая жена тестя будет состоять в первой степени трехродного свойства́ к его зятю). Заключение брака при последующих степенях трехродного свойства́ (второй, третьей и четвертой) возможно только по разрешению правящего Архиерея.

– духовное родство.

Этот вид родства возникает при совершении Таинства Крещения между его участниками: самим крестником, его родителями и восприемниками (крестными родителями). Все эти лица вступают в духовное родство, и новые браки между ними не заключаются.

  1. Венчание не совершается:

– в течение четырех многодневных постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского);

– в период от Рождества Христова до Крещения;

– в воскресенье накануне Сырной седмицы (Масленицы) и в течение всей сырной седмицы (Масленицы);

– в Пасхальную неделю;

– накануне среды и пятницы (то есть во вторник и четверг);

– накануне воскресного дня (в субботу);

– а также накануне великих праздников.

  1. Другие условия совершения Таинства Венчания:

наличие свидетелей (шаферов) не является обязательным условием для совершения Таинства Брака: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;

форма одежды. Церковь не обязывает жениха и невесту иметь какую-то особенную одежду в момент венчания. Белое платье невесты – это древняя народная традиция, символизирующая ее (невесты) нравственную чистоту и целомудрие;

– обручальные кольца (перстни). Обручальные кольца, по традиции, золотое – у жениха, серебряное – у невесты, по необходимости могут быть и из недрагоценных металлов или, наоборот, оба – из золота. Они могут быть украшенными (по желанию жениха и невесты) драгоценными камнями и другими украшениями;

Брак обязательно должен быть зарегистрирован в ЗАГСе.

По всем другим вопросам, вызывающим недоумение у желающих вступить в благословляемый Церковью брак, необходимо обращаться за разъяснением к священнику данного храма.

Scroll Up